Название города Кременчуга сложилось в глубокой древности. Существует предание, что когда, в районе теперешнего города на пути плывших по Днепру караванов лодок появлялись пороги, впередсмотрящий оповещал: "Кремень, чув!".
Позднее из этого словосочетания возникло название "Кременчуг". Есть и другие предположения о происхождении названия города. Так, топонимик О. Стрижак считает, что оно происходит от тюркского слова "кечмен" - "крепость". Это наиболее вероятная версия. Как свидетельствуют исторические источники, в 1571 году с целью обороны Левобережного Приднепровья и "воспрепятствия бегству крестьян южнее, на Сечь", на гранитных кряжах левого берега Днепра была заложена крепость. Вначале это был деревянный замок, окруженный земляным валом и частоколом.
Интересную запись о Кременчугской крепости XVIII столетия оставил известный русский академик В. Ф. Зуев: "...Крепость представляла собою пространство, окруженное невысоким валом и рвом, наполовину засыпанным землей. В крепость вели одни ворота, в прочих же местах ездили прямо через вал. В углу крепости, к Днепру, была другая маленькая крепостца, в которой хранился порох и казна. В крепости помещались две деревянные церкви... За крепостью, расходясь от нее прямыми линиями, шли широкие улицы, одна из которых, по направлению к Днепру, имела мостовую".
В глубокой древности район нынешнего Кременчуга был ареной кровавых столкновений славян с соседними кочевыми племенами, а позднее с татарами, турками и другими завоевателями. О мужестве и храбрости защитников края сложены легенды. Одна из них -рассказ о гранитных днепровских кряжах, которые сейчас во многих местах выходят на поверхность.
Неисчислимое татарское войско окружило отряд казаков на берегу Днепра
- Сдавайтесь! - требовали враги.Но в ответ звенела сталь казацких сабель. Отчаянно бились казаки, редели их ряды, однако никто не дрогнул и не сложил оружия.
Вот враги потеснили непокорных в днепровские воды.
- Сдавайтесь!Раненые, истекающие кровью казаки продолжали сражаться. Их храбрости удивился сам Днепр - Славутич. И решил не дать тела погибших героев на поругание врагам - покрыл их своей водой и превратил в гранит. Враги бьют казацкие тела саблями - сабли зазубриваются. Колют пиками -пики ломаются.
Перепугались чуда татары и бросились бежать, А порубанные окаменевшие казаки так навечно и остались гранитными кряжами, как памятник мужества и отваги.
В 1625 году около Кременчуга реестровые казаки вместе с запорожцами во главе с гетманом Марком Жмайлом вступили в неравный бой с польским войском коронного гетмана С. Конецпольского. В документах об этих событиях впервые упоминается Крюков, который сейчас является правобережной частью Кременчуга.
Против польского господства в 1638 году началось народное восстание, которое возглавили Яков Острянин и Карп Скидан. В жестоких боях повстанцы освободили много городов Левобережья, в том числе и Кременчуг. Однако восстание было жестоко подавлено. На сей раз Кременчуг не долго терпел польский гнет. Во время освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого (1648-1654 гг.) польские магнаты были изгнаны из Кременчуга. После смерти Б. Хмельницкого старшина Кременчугской сотни перешла на сторону врага. Но голытьба и ремесленники остались верными России. В 1662 году они героически выдержали осаду изменников. На помощь осажденным прибыли войска московского воеводы боярина Г. Г. Ромодановского.
Безуспешно пытался сломить стойкость кременчужан и гетман Левобережья Брюховецкий. В 1663 году он сжег город, но крепость с непокорными казаками взять не смог.
В 1667 году по Андрусовскому договору Кременчуг был окончательно закреплен за Россией вместе со всем Левобережьем.
Еще во второй половине XVI столетия Кременчуг становится важным центром судостроения. В 1559 году при помощи запорожских казаков воины воеводы Д. Ф. Адашева соорудили судостроительную верфь и за короткое время построили на ней несколько десятков больших ладей - "чаек". На них русские войска спустились к устью Днепра, где вели бои против крымского хана.
Во времена Петра 1 Кременчуг еще больше укрепился как стратегический район и как центр кораблестроения. Впервые в России здесь была проведена опись всех ценнейших для кораблестроения лесных угодий, которые стали государственной собственностью. Казенными объявили и лучшие дубравы Приднепровья, в том числе и кременчугские. Петр 1 рассматривал эти богатства как неприкосновенный резерв для создания в будущем Черноморской флотилии.
Весной 1788 года с Кременчугской верфи в Херсон было отправлено 60 различных гребных и парусно-гребных кораблей, половину из которых составляли казацкие "чайки". Всего за время русско-турецкой войны 1787- 1/91 годов в Кременчуге было построено около 120 различных кораблей, которые в составе Черноморской флотилии принимали участие в боевых действиях на Днепровском лимане и на Дунае.
В 1791 году в городе появился оружейный завод с литейным, кузнечным, слесарным, стальным и другими цехами. На заводе работали мастера, прибывшие из центра оружейной промышленности России-Тулы. В городе размещались артиллерийские и интендантские склады Одесского военного округа и значительное количество войск.
Кременчугский полк, который был сформирован в 1806 году, отважно сражался в Отечественной войне 1812 года и в Крымской войне (1854-1856 гг.), принимал участие в обороне Севастополя. Особую храбрость проявили воины полка в Бородинской битве. Полк входил в состав армии, которой командовал П. И. Багратион. Как свидетельствуют исторические документы, рядовые Кременчугского полка Антон Барашков, Григорий Демин, Семен Новоселов, Василий Лепекин, Иван Дубаев "с исключительным мужеством отбивали колонны Бонапарта". А унтер-офицеры Василий Чесноков, Егор Быстрых и Марк Исаев "насмерть стояли, ходили в штыки на неприятеля". В один из полков народного ополчения в 1812 году было зачислено 337 добровольцев из Кременчуга.
С давних времен Кременчуг известен как торговый город, что объясняется выгодным географическим расположением - он стоит на главной водной артерии Украины - Днепре на перекрестке старинных торговых путей- Ромодановского и Муравского.
Постоянными предметами торговли были лес, зерно, соль. Широкая торговля зерном способствовала развитию в городе мукомольной промышленности. В конце XIX столетия на кременчугских мельницах ежедневно перерабатывалось около 15 тысяч пудов зерна.
Торговля солью неразрывно связана с чумацким промыслом. Длительное время центром такой торговли был Крюков. Здесь размещались огромные склады с солью, зерном и другими продуктами, был сборный пункт чумацких фур. Ежегодно через кременчугские склады проходило около трех миллионов пудов соли.
В воскресенье, а также в праздничные дни в городе организовывались базары. В январе, июне и сентябре проводились три большие ярмарки. Торговали преимущественно на Ярмарочной и Большой торговой. Город в эти дни становился многолюдным, шумным, оживленным. На ярмарки приезжали купцы из Москвы, Петербурга, Одессы, Калуги, Минска, Могилева, из австрийских, венгерских и немецких городов. Зарубежные гости привозили сукно, шелковые ткани, изделия из серебра и золота, музыкальные инструменты, дорогую посуду.
Долгое время Кременчуг считался специальным рынком, который поставлял семена льна для черноморских портов. Значение города как торгового центра возросло с открытием пароходства. Кременчугская пристань была одной из крупных на Днепре. За год она принимала более 350 судов и 40 плотов.
Удобное географическое расположение, широкая торговля способствовали развитию города. На протяжении двадцати лет (1764-1784 гг.) Кременчуг был центром Новороссийской губернии. В 1796 году к нему присоединили посад Крюков, чем официально утвердилось единство экономической и политической жизни двух городов, исторически сложившееся еще во второй половине XVII века. В 1802 году Кременчуг стал уездным городом Полтавской губернии.
Отмена крепостного права способствовала развитию промышленности. На смену "большим торговым путям", по которым двигались длинные обозы и чумацкие валки, пришли железные дороги.В 70-х годах XIX столетия железнодорожная линия связала Кременчуг с Харьковом и Николаевом, затем через Ромны - с Петербургом и Ригой.
Два железнодорожных вокзала, большая пристань- эти своеобразные ворота приняли новый поток купцов и предпринимателей. Только за десять лет, с 1871 по 1881 годы, городской бюджет увеличился в три раза.
Значительная часть капиталов сосредотачивалась в руках купцов, которые открывали мелкие промышленные предприятия, В конце XVIII столетия были основаны канатный, свечной, мыловаренный, несколько кирпичных и кафельных заводов. В начале XIX столетия в городе работало около 30 кустарных предприятий, а в 1893 году их уже насчитывалось 89.
Весной Кременчуг часто затоплялся водами Днепра, страдал от больших пожаров Это наносило огромные убытки хозяйству и населению особенно мелким ремесленникам и бедноте. С наводнениями и пожарами велась борьба. Возводились дамбы, запретили строительство домов под соломенными крышами. Если в 1804 году из 963 зданий имелось только два кирпичных, то 1846 году здесь, отмечает автор "Записок о Полтавской губернии" Н. И. Арандаренко, было много каменных построек красивой архитектуры. Среди них сооруженный в 1809 году по проекту выдающегося архитектора Джакомо Кваренги Соборный храм. Планомерной застройке Кременчуга способствовало введение в 1837 году должности главного архитектора города.
Быстро росло население Кременчуга. В начале XIX столетия здесь было 9000 жителей, в 1861 году-23956, а по переписи 1897 года - 63007 человек. История города хранит имена многих интересных и видных людей.
В январе 1799 года кременчужанин Семен Андреевич Ромодановский подал на имя императора Павла 1 разработанный проект подводной лодки. В письменном "прошении" изобретатель сообщил, что лодка может погружаться на дно моря. Но царское правительство не нашло нужным поддержать умельца. Тогда Ромодановский поехал в Петербург и там вместе с несколькими энтузиастами на берегу Невы начал строить подводную лодку. Денег у него не хватило, и он еще раз обратился за помощью к правительству, однако и на этот раз поддержки не получил.
Полный проект этого изобретения не сохранился, но те документы, которые известны, свидетельствуют о ценности замысла талантливого изобретателя.
В конце XVIII столетия кременчугский купец Дмитрий Быков прославился как изобретатель машин и приспособлений для поднятия затонувших судов, а также как автор ценных предложений в области кораблестроения, сооружения доков для ремонта кораблей и механизмов для подачи воды на гористую местность. Суда, спускавшиеся по Днепру к Черному морю, часто не могли обойти каменные пороги и разбивались. Дмитрий Быков, живой свидетель этих катастроф, вместе со своим сыном Иваном сконструировал приспособления и машины, с помощью которых корабли свободно проходили пороги. 10 марта 1798 года Дмитрий Быков вместе с сыном прибыл в Петербург и представил в Адмиралтейств-Коллегию чертежи различных водоподъемных машин и приспособлений. Деятельность Быкова была признана "нужной и полезной" для флота.
16 апреля 1799 года Адмиралтейств-Коллегия приняла для того времени довольно сенсационное решение: "Кременчугского купца Дмитрия Быкова за знание гидравлики и механики произвести в чин IX класса с определением в гидравлисты по ведомству Адмиралтейств-Коллегий и с исключением из купеческого звания как его, так и сына его Ивана Дмитриевича".
В городе есть улицы, носящие имена выдающихся русских полководцев А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В годы русско-турецкой войны (1787-1791 гг.) Александр Васильевич Суворов командовал Кременчугской дивизией. В начале мая 1787 года в городе состоялись маневры 15-тысячного войска под командованием А. В. Суворова. Пехоту представляли обученные М. И. Кутузовым Бужский корпус и батальон Екатеринославского гренадерского полка. Тяжело раненный в Кинбургском сражении, А. В. Суворов лечился в кременчугском госпитале.
Долгое время адъютантом А. В. Суворова был кременчужанин С. X. Ставраков - герой Отечественной войны 1812 года.
Кременчужане с благодарностью хранят память о докторе медицины Д. С. Сущинском, прозванном в народе Самойловичем. В мае 1784 года, во время эпидемии чумы, Д. С. Сущинский, прибывший в Кременчуг, спас жизнь многим жителям города. Здесь он провел ряд смелых опытов, написал научный труд "Краткое описание микроскопических исследований о существе яда язвенного, которые производились в Кременчуге" .Д. С. Сущинский был инициатором создания микробиологической лаборатории. Труды его получили высокую оценку в России и за границей: Д. С. Сущинский был избран почетным членом Петербургской медицинской академии и академий ряда европейских стран.
Свыше сорока лет в городе жил и работал доктор медицинских наук А. Т. Богаевский (1848- 1930). Он воспитал целую плеяду хирургов, был инициатором открытия медицинского училища. Перу Богаевского принадлежит более 80 научных работ.
В 20-х годах XIX столетия в Кременчуге проживали декабристы М. П. Бестужев-Рюмин, С. И. Муравьев-Апостол, П. И. Пестель, М. И. Муравьев-Апостол. В их честь названа улица города - улица Декабристов.
Многие известные художники, артисты, литераторы оставили заметный след в развитии культуры Кременчуга. В XVIII столетии художник П. В. Петрашев сделал роспись иконостаса Успенской церкви и создал ряд картин. В. Л. Боровиковский расписал чудесными фресками дворец В. В. Капниста. Эта работа решила судьбу художника - из Кременчуга его забрали в Петербург.
Грузинский поэт Бесики (Виссарион Габашвили) жил и работал в городе в 80-х годах XVIII столетия. К нему из Миргорода приезжал Давид Гурамишвили, который через земляков передал в Грузию свою книгу "Давитиани".
Много раз в городе бывал украинский поэт и драматург И. П. Котляревский. Его именем названа улица. Несколько месяцев жил Котляревский в Кременчуге весной и летом 1796 года, почти три недели в июне 1818 года.
Великий русский поэт А. С. Пушкин дважды побывал в городе. Первый раз в 1820 году, когда царское правительство выслало его на юг, вторично-в июне 1824 года, возвращаясь из ссылки. В память об этом кременчужане назвали одну из красивейших улиц улицей Пушкина.
Путешествуя по Днепру в 1843 году, останавливался в Кременчуге Т. Г. Шевченко. Он побывал в городе и во время второй поездки по Украине.
Шевченко записал легенду о кременчугском чумаке, который проложил прямой Ромодановский путь от Кременчуга до Ромодана. Эту легенду Тарас Григорьевич приводит в "Наймычке". А в повести "Капитанша" он писал о наводнении 1845 года, которое "до половины разрушило город Кременчуг, а Крюков остался невредим". В одном из альбомов поэта сохранилась записанная им народная песня "Пливе щука з Кременчука". В память о пребывании Т. Г. Шевченко в Кременчуге одна из центральных улиц, ведущая к Днепру, носит его имя.
В 1810 году в Кременчуге родился известный в свое время художник Е. Ф. Крендовский. Его лучшие картины созданы на Украине: "Собираются на охоту", "Площадь провинциального города" и другие. Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. В последние годы своей жизни Е. Ф. Крендовский создал в Кременчуге художественную школу.
Алексей Максимович Горький посетил Кременчуг во время путешествия по Украине в 1891 году. Он бывал здесь в 1897 и 1900 годах, когда жил недалеко от города в селе Мануйловке. Его имя носит улица и центральная городская библиотека для взрослых. В Мануйловке создан государственный музей А. М. Горького.
В 1770 году в Кременчуге организовывается постоянная аматорская труппа актеров. В 1897 году в городе состоялась премьера пьесы И. К. Карпенко-Карого "Бурлака". Пропагандисты демократического направления в искусстве И. К. Карпенко-Карый, П. К. Саксаганский и другие были частыми гостями Кременчуга.
До Великого Октября на промышленных предприятиях Кременчуга было сосредоточено более половины пролетариата Полтавской губернии. На табачно-махорочных фабриках, лесопильных и машиностроительных заводах, в крюковских вагонных мастерских, на железнодорожном узле и в речном порту работало свыше десяти тысяч рабочих.
На протяжении XIX века Кременчуг, благодаря своему удобному географическому положения и развитию торговли, преобразился в самый большой промышленный город Полтавской губернии – здесь работали винокурни, пивоварни, медоварни, мельницы, крупорушки, канатные заводы, успешно развивалась суконная, деревообрабатывающая промышленность, появились механический завод и вагонные мастерские, а в 1899 году, благодаря Бельгийскому акционерному обществу, в Кременчуге появился первый электрический трамвай.
Во время Великой Отечественной войны Кременчуг был оккупирован фашистами 9 сентября 1941 года и за время войны был почти полностью разрушен – 93 промышленных предприятий, все культурные и учебные заведения, 97% жилого фонда, электростанция, железная дорога, мост через Днепр были уничтожены. На территории Кременчуга была образована сеть концлагерей, где за два года оккупации было расстреляно и замучено более 97 тыс. человек. В 1943 году 29 сентября Кременчуг был освобожден от немецко-фашистских захватчиков и с тех пор в этот день празднуется День города.
В послевоенные годы в Кременчуге активно возрождались предприятия, заново отстраивались улицы и кварталы. В 1949 году был построен новый мост через реку Днепр, ускоренными темпами развивалась тяжелая промышленность. Кременчугские машиностраительные гиганты – Автозавод (КрАЗ), Вагонзавод (КВСЗ) и Завод дорожных машин (Кредмаш) стали визитной картой промышленного Кременчуга.